Соревнования

Для чего мы проводим соревнования?

       Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять роль и место соперничества в воспитательном процессе нашей школы ушу.

       В любом коллективе, тем более детском, возникает сравнение себя с другим и, как следствие, желание стать лучше другого. В этом нет ничего плохого, но если педагог будет следовать этому желанию ребенка, то тем самым он просто пойдет на поводу у него, проигнорировав свой опыт, свою мудрость и духовно-нравственные ценности боевых искусств Востока (по-китайски у дэ – воинская мораль). И вместо развивающего эффекта получится ситуация постоянно углубляющегося конфликта.
       Однако, как указывалось на главной странице сайта, наша задача – всестороннее развитие личности ребенка, выявление и развитие его уникальных способностей. Поэтому, мы рассматриваем соперничество как основу для сопоставления своих и чужих достижений с целью выявления лучших сторон каждого и устранения имеющихся недостатков. Педагог помогает ученику сравнивать не столько результаты друг друга, сколько количество и качество усилий каждого ради получения этого результата. Фактически, каждый соревнуется сам с собой.
       Еще раз напомним, что мы руководствуемся принципом:
              Не важно, будешь ли ты лучше кого-то,
              важно, будешь ли ты лучше, чем вчера.
       Ведь главная победа – это победа над собой, точнее, над своими недостатками, своей ограниченностью. Поэтому, самой простой формой такого соперничества может стать и обычная тренировка. Особенно, когда тебя просят выйти вперед и показать себя. Ведь теперь на тебя смотрят товарищи по группе. Таким образом, юный ушуист постепенно привыкает к посторонним взглядам и спокойнее к этому относится. А с другой стороны, это должно повышать его ответственность. Теперь можно готовиться к турнирам.
       Соревнование, как и любое другое публичное выступление, вызывает сильное волнение. Чрезмерное психическое напряжение вредно для детской психики и может отрицательно сказаться на мотивации к дальнейшим занятиям. Учитывая это, мы постепенно подводим наших воспитанников к более напряженным формам проверки и закалки самого себя. Наши турниры организованы по принципу «от простого к более сложному». На первых порах, особенно для дошкольников и младших школьников, ушуисты выступают соло, в разделе таолу (технические комплексы). Этот раздел очень важен во всех ВБИ. И вот почему:
       по своей сути боевое искусство – это управление самим собой, даже при взаимодействии с другим, будь то партнер в зале, соперник на ринге или преступник на улице.
       Если ты не можешь управлять собой, как ты сможешь управлять другим?! Если ты не контролируешь себя, как ты будешь контролировать другого?! Если ты не владеешь своим телом, как ты будешь владеть своими эмоциями, своими мыслями, своим духом?! Как? Никак!!!
       Итак, выступая в таолу, спортсмен решает задачу удерживать внимание на теле, а также на состоянии ума. Хотя первое без второго невозможно, ведь ум (сознание) управляет телом. А для перехода к соперничеству с другим человеком, к поединку, ушуисты участвуют в разделе работа по инструктору. Это вид фехтовальной подготовки, в которой инструктор в защитной экипировке принимает различные позы, а спортсмен, вооруженный мягким безопасным мечём наносит легкие удары (касания) по открытым частям тела инструктора. Здесь сознание ушуиста должно отслеживать внешние изменения и адекватно им управлять своим телом.
       Для постепенного и менее стрессового перехода от работы по инструктору (поединок с неотвечающим противником) к поединку с обоюдным обменом атаками мы проводим вид соревнований ролевой бой. Это уже бой с обоюдными, но поочередными атаками. Оба спортсмена, по очереди меняясь ролями, атакуют друг друга в течение 3 секунд. Оценивается как результат атаки, так и результат защиты. Выиграть может и защищающийся спортсмен. И это стимулирует и мотивирует на формирование надежных защитных навыков. В дальнейшем эти навыки переносятся и на кулачный поединок, что более важно не столько для соперничества в зале, сколько за пределами зала, как говорится «на улице».
       На следующем этапе подготовки ушуист соревнуется также в разделе таолу, но уже выполняет более сложнокоординационные действия (комплексы), в том числе и с различными видами так называемого оружия: шест, меч (металлический муляж), копье. Теперь он участвует также и в собственно единоборстве, фехтовальном поединке. Фехтовальные бои ведутся по двум видам: короткое оружие дуанбин (одноручный меч) и оружие средней длины чжунбин (двуручный меч). В обоих случаях это мягкий, безопасный меч (типа дубинки) и полная защитная экипировка: шлем, жилет, паховый бандаж, накладки на кисти, налокотники и наколенники.
       Становясь более опытными, ушуисты начинают соревноваться в разделе саньшоу. Это поединок с легким контактом (касанием) и строго оговоренными зонами поражения, где травмоопасность снижена до нуля даже при неточности и несоблюдении силы контакта. Здесь также используется полный перечень защитного снаряжения. Помимо этого спортсмены продолжают выступать в разделах таолу, дуанбин, чжунбин. Это уже многоборье, и оно требует разносторонней подготовки и более усердных занятий.
       Существуют и другие, не менее интересные и полезные формы турниров. Но мы – школа развивающаяся и это у нас все впереди.
       Подводя итог сказанному выше, еще раз повторимся, что мы рассматриваем ушу как средство развития и воспитания. А собственно прикладной смысл ушу состоит не в боевом применении, поскольку это только один из выходов из жизненных ситуаций. Причем, выход конфликтный, влекущий за собой последствия, зачастую, и со стороны закона.
       Прикладность ушу как боевого искусства Востока состоит в формировании фундаментального качества, необходимого всегда и всюду. Это качество – готовность. «Готовность к чему?» - спросите Вы. Готовность к любым изменениям жизненной ситуации: готовность драться, готовность не драться, готовность понять, готовность простить, готовность помочь, готовность принять решение, готовность жить и поступать сообразно необходимости и высокому званию ЧЕЛОВЕК. И при этом расти!

       Для тех, кто ничего не понял,
       и тем, кому нужны тупо инструкции

       Инструкция номер раз.
Если ты победил другого и возгордился, значит, что не ты победил, а твоя гордыня победила тебя. А ты проиграл.
       Инструкция №2.
Если ты не выиграл у другого и это тебя сломило, значит, ты действительно проиграл. А если ты не выиграл у другого, но не упал духом, а поняв свои ошибки, снова пришел на тренировку, значит ты победил.
       Инструкция №3.
Победа – это не эпизод, не момент, это процесс движения к цели. Победа – это сам путь. И если ты движешься и растешь, то это и есть победа.
       Инструкция №4.
Цель – это ты сам.
       Инструкция №5.
«Стань светом самому себе» [Будда] (один из великих Учителей человечества, мудрость которого положена в основу восточных боевых искусств)