Советы родителям
«Инструкция» по выбору тренера, клуба, вида спорта, смысла жизни (шутка. Впрочем – шутка ли?!)
Вместо предисловия.
Нужно ли вообще отдавать ребенка в секцию? Современная цивилизация предлагает человеку, родителю различные виды занятий, имеющие определенную внешнюю привлекательность, престижность, популярность, статусность. Однако не стоит забывать о том, что существуют увлечения (занятия), являющиеся не более чем развлечением, простым следованием желаниям, прихотям, извлечением удовольствий. А есть занятия, в которых продолжается, пусть не явно, момент приобщения к делу, увлекаясь которым, ребенок начинает вырабатывать в себе важные в жизни качества, начинает взрослеть. И он это чувствует, и окружающие это замечают. Теперь маленький человек увлечен не как раньше, потому, что друзья занимаются или потому, что там весело, а потому, что видит свои результаты.
С чего начать выбор?
1. С главного - постановки цели. При этом важно не путать цель и средства ее достижения. Важно не столько научить чему-либо (махать мечем, танцевать брейк, сидеть в позе лотоса), не задавая при этом вопрос «пригодится ли оно во взрослой жизни», сколько формировать те качества, которые «красной нитью» пройдут через всю жизнь ребенка.
2. С понимания того, благодаря чему оно будет достигнуто. А это уже средства. Например: принято считать, что ушу развивает то-то и то-то, а скрипка что-то другое. Давайте будем честными: никакой вид деятельности сам по себе ничего не развивает. Развивает сам человек под руководством педагога (тренера) с помощью средств ушу или игры на скрипке. Поэтому, важен не столько вид деятельности, сколько специалист, умеющий использовать свой вид деятельности для решения фундаментальных задач.
Восточные боевые искусства в терминах западного спорта
или
как не запутаться в терминах и не стать объектом насмешек.
Секции, в которых дети активно двигаются и получают физическую нагрузку, принято называть спортивными. Однако, это не всегда корректно (в размещенном ниже приложении желающие могут получить подробные объяснения). В большинстве секций восточных боевых искусств (ВБИ) ученики занимаются 2-3 раза в неделю по 1-1,5 часа. Формально, это не спортивная подготовка, но название «спортивные секции» уже закрепилось за ними. И это нормально. Ненормально, если Вы будете доказывать родителям соседской девочки, занимающейся в ДЮСШ художественной гимнастикой, что Ваш ребенок тоже серьезно занимается спортом. Поймите главное: изначально ни один вид ВБИ не являлся спортом (уже хотя бы потому, что тогда спорта не было ни на Востоке, ни на Западе). Нынешние спортивные версии ВБИ – это все-таки коммерция, хотя так легче развивать массовость.
Истинное предназначение ВБИ.
Воспитание качеств, важность которых несопоставима с желаниями хвастать своим мастерством или соревноваться. И эти качества формируются годами тренировок для того, чтобы проявиться в одно мгновение и обеспечить тем самым безопасность себе и близким. А лучше всего, если эти качества никогда не придется применить. И ничего страшного, если о них и о подлинном уровне твоего мастерства никто и никогда не узнает. Если ты постиг гармонию (Дао, Бога – назовите, как хотите), ты уже признан всем мирозданием. И у тебя нет повода для гордыни и самолюбования. Одно из главных качеств мастера ВБИ – не сила удара, не скорость. Главное – скромность, открытость, готовность продолжать Путь совершенствования.
И пусть секция ВБИ формально не «дотягивает» до спорта. Не жалейте об этом! Ответьте сами себе на вопросы: «если бы Ваш ребенок занимался ежедневно по несколько часов в день, какие бы у него были результаты в школе?» «смог ли бы он получать дополнительные знания для поступления в вуз?» «мог ли бы он посещать для разностороннего развития занятия музыкой, живописью и т.д.?» Ответили? Вам стало лучше?
Чтобы стало совсем лучше, поймите, что занятия ВБИ в детстве – это только начало большого Пути. Сейчас закладываются основы огромного увлечения, которое позволит человеку развиваться физически, умственно, духовно, развиваться на протяжении всей жизни и вне зависимости от степени успешности его карьеры, количества детей и внуков и волос на голове. Поскольку каждый миг жизни, каждая ситуация могут стать возможностью самопознания и роста. И закладываются эти основы при Вашем непосредственном участии. Конечно, при условии Вашего понимания.
В то же время неспортивная природа ВБИ не означает отказа от соревнований. Просто, в отличие от спорта, отношение к соревнованиям в боевых искусствах на Востоке другое. Соревнование – это способ проверить себя, поднять себя выше, взять пример с достойного, подать пример нуждающемуся, протянуть ему руку помощи. Даже если выражаться «черствым» языком западной Теории и методики спорта, соревнование в детских группах – это «использование соревновательного метода в тренировочном процессе». В любом виде спорта соревнование, в идеале, – всего лишь метод подготовки, а не цель. Что и требовалось доказать. А цель сформулирована так: «Не важно, будешь ли лучше кого-то. Важно, будешь ли ты сегодня лучше, чем вчера» (Кано Дзигоро, мастер ВБИ, создатель дзюдо)
Школа ушу Шелковый путь видит свою задачу именно в том, чтобы дать ребенку возможность творческого самовыражения через движение, сохранить эту потребность несмотря на неблагоприятное влияние современной городской жизни и перевести это в русло самосовершенствования, самопознания, самооздоровления. А тренер должен помочь проявиться естественной потребности в движении и самовыражении, сформировать мотивацию к неустанному самосовершенствованию, личностному росту как проявлению уважения к себе, как одной из обязанностей перед самим собой.
Всё, сказанное выше, сводится к следующему. Если ваш ребенок не станет великим спортсменом, а просто разовьется физически, сохранит и преумножит здоровье, получит навыки самообороны и опыт мирного разрешения конфликтов, почувствует потребность личностного роста, испытает опыт постановки и достижения целей, значит, он занимался не зря. И это будет подороже Олимпийского золота!
Помните про соседскую девочку в начале этой статьи? Так вот: несмотря на написанное выше, пожалуйста, не забудьте пожелать ей успехов в художественной гимнастике. Искренне пожелать.
Советы не для всех
(или характерные глупости при поступлении в секцию)
1. Неумным и неуместным является вопрос, который задает родитель ребенку после первого занятия: «Ну… Тебе понравилось?». Удивлены, да? Во-первых, само слово «нравится» не подходит: нравиться может шоколадка, катание на пони и осликах и т.п. Нравиться может игровая комната в Меге, пока родители заняты шопингом. Занятия же направлены не на то, чтобы нравиться. Не надо «сбагривать» ребенка, чтобы самим побалдеть, не отнимайте у него шанс подняться выше Вас. Во-вторых, ребенок пока не может оценить занятие, т.к. не знает этих ценностей. Здесь для него все новое, прежде всего то, что удовольствие он будет получать не только от процесса пребывания на тренировке (хотя и это важно), но и от собственных усилий на занятии. Иными словами: удовольствие – это не развлечение, а работа. Работа на тренировке должна стать удовольствием. Обычные развлечения задевают «струны» детства, тренировка – «струны» взросления. Ребенок взращивает сам себя, причем растет на собственных глазах. Любое усилие приводит к результату. Подчеркиваем, любое! Само по себе усилие – уже результат. Задача тренера помочь разъяснить, усмотреть этот маленький скачок. Рост проходит, в первую очередь, в направлении характера. Сравнивая себя нынешнего с собой месяц назад, он видит (с помощью тренера) этот рост. И начинает уважать себя за это. Разве это не кайф?! Разве это не награда?! И теперь уместно задать тот же вопрос, но уже Вам: «а Вам понравилось это в ребенке?»
2. Аналогичным является вопрос родителя тренеру: «Что дает ушу?». Поэтому правильный ответ тренера: «Ничего». Дает корова молоко (цитата из детского стишка). Не ушу дает и не тренер. А ученик берет от ушу с помощью тренера. А возьмет он то, что захочет. И столько, сколько сможет…унести. И все, что возьмет и унесет, останется с ним на всю жизнь. Если поняли, то приходите! Берите! Всем хватит.
3. Не стремитесь «прятаться за широкую спину» крупных федераций, ассоциаций и т.п. Не всегда показателем качества обучения и квалификации тренера является членство в общественной (непрофессиональной, зачастую никем не признанной) организации по ВБИ. Но всегда квалификация напрямую связана с образованием тренера (в первую очередь, физкультурным или педагогическим), с его педагогическим стажем, с грамотно составленной программой обучения с учетом возрастных особенностей учеников, с результатами учеников (основной из которых - стабильность и длительность посещения секции, мотивация к занятиям, понимания ими своих задач, адекватной самооценки своих достижений).
4. Не ищите тренера-чемпиона. Он чемпион – не как тренер, а как спортсмен. А также не ищите тренера чемпионов. Не Вам решать захочет ли Ваш ребенок стать чемпионом или нет. Иначе, это просто подмена приоритетов, то есть ушу или Ваши амбиции становятся ценнее ребенка.
Ищите просто тренера-человека. Человека, который Вам понятен и приятен, к которому потянется (пусть и не сразу) Ваш ребенок. Знания передаются тогда, когда и тренер, и ученик открыты друг другу. Тогда возможен результат! Тогда возможен любой результат, какой захочет ученик и сможет тренер. Если тренер не сможет довести до нужного результата, то он посоветует перейти к другому специалисту. Это нормально. В этом тоже его квалификация и честность.
5. Несколько слов о травмобезопасности. Рекламируемая повсюду травмобезопасность занятий очень важна для успешного обучения. Но это не означает отсутствие бдительности со стороны ученика. Подлинная безопасность обеспечивается как тренером, так и самим учеником. Если ученик не собран, балуется, отвлекается, то до травмы рукой подать. Помощником безопасности является чувство опасности (не путать со страхом), основанное на понимании того, что при неосторожности, невнимательности, несдержанности можно «наломать дров». Ученик должен сказать себе: «все в моих руках»
И, тем не менее, очень многое в руках тренера. Он создает благоприятную образовательную среду, но в этой среде обязательно должны моделироваться неожиданности. Задача тренера разъяснять необходимость этого и формировать готовность ученика к изменениям ситуации в любую сторону. Это – основа безопасности.
6. Не путайте занятия ВБИ с фитнессом или другими платными услугами. Да, сейчас все занятия платные. И построены они на взаимоотношениях «клиент - исполнитель», и регулируются Законом о защите прав потребителя, и т.д., и т.п. Но! Тренер по ВБИ не просто оказывает возмездную услугу, он «пропускает» это через себя. И это не для красного словца. Истинный учитель может по-настоящему обучать только тому, что является актуальным для него. Более того, он должен сам совершенствоваться. Он не может просто руководить процессом, будучи снаружи, на скамейке, как, например, в футболе, он должен быть внутри процесса, «в поле». Это вовсе не означает, что он должен тренироваться вместе с учениками, наравне с ними тратя физические силы, помимо душевных. Он должен расти выше своего нынешнего уровня мастерства, не останавливаться в развитии. И увлекать учеников к новым вершинам Знаний. Такое возможно только в боевых искусствах Востока!
Поэтому постарайтесь подняться выше меркантильных чувств и перейти на нормальные человеческие взаимоотношения. Вы будете удивлены, но это скажется на обучении. Вот такая выгода!
Приложение. (обещанное выше)
О спортивной подготовке и не только.
Множество секций предлагает участие в соревнованиях. Это их огромный плюс. Но наличие соревнований не является условием спортивности. И это не есть минус этих секций. Соревнования существуют разные: по метанию мобильных телефонов на дальность, по скоростному поеданию мороженного и т.д. Это же не спорт?! Большинство секций, предлагая занятия 2-3 раза в неделю с участием в соревнованиях, при всем желании не обеспечат спортивной подготовки, т.к. для именно спортивного результата нужно сочетание многих условий: прохождение отбора при зачислении («спорт для всех» существует только в лозунгах – откройте учебник ТиМФВ – теории и методики физического воспитания), тренировки 5-6 раз в неделю по 2-3 и более часов, круглогодичный график занятий, сборов и турниров с обязательным повышением спортивных разрядов согласно ЕВСК (единой всероссийской спортивной классификации). При объеме тренировок 2-3 раза в неделю - это альтернатива урокам физкультуры или дополнение к ним, что тоже очень полезно. Однако этого мало для статуса спортсмена. Многие секции пытаются организовать профессиональную спортивную подготовку, за что им честь и хвала! Но спортивными результатами могут считаться только разряды с фиксацией их в разрядной книжке. Пояса же, нашивки и т.п. – это внутриклубные достижения, даже если Ваш ребенок занимается по программе крупной организации ВБИ и участвует в крупных состязаниях. Это не умаляет его заслуг и не бросает тень недоверия на школу. Просто это попытка учителя принести максимум пользы ученикам. Но по определению это является использованием средств и методов спорта в физкультурно-массовой работе, т.е. намного выше школьной физ-ры, но еще не спорт.
Да и стоит ли все сводить к победам в соревнованиях?! Если Вы хотите, чтобы ребенок стал не профессиональным спортсменом, ища себе применение по окончании спортивной карьеры (а у единоборцев диапазон выбора профессий зачастую обратно пропорционален степени травмированности – чего уж греха таить), а развивался гармонично, умея при необходимости постоять за себя, а затем выбрал себе профессию по душе и по способностям, то целесообразно записать его в секцию восточных боевых искусств.